top of page
Поиск

Мы о войне стихами говорим

  • urbkbr
  • 21 мар. 2020 г.
  • 4 мин. чтения

Сегодня 21 марта отмечается Всемирный день поэзии.

Россия вправе гордиться великими поэтами, творчество которых имеет мировое значение. Но 2020 год - год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне,поэтому сегодня мы будем вспоминать поэтов военных лет.

Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Неизгладимый след оставила война в их творчестве, многие начали писать во время войны как военные корреспонденты: К. Симонов, А. Твардовский, В. Багрицкий, М. Дудин, Е. Долматовский. Их яркие зарисовки, реалистичные репортажи с мест сражений, расходились на фронте среди солдат, поднимали боевой дух в тылу, учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху, помогали жить.

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны — «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль, а спустя три дня, на слова этой песни–гимна, песни–призыва, песни–приказа, исполненной ансамблем, откликнулись тысячи людей.

Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь», «Если бы нас своим могуществом…», «Майор привез мальчишку на лафете…». Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Непривычная шинель, горечь расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и «бомбежка весь день».

«Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло…»

Это стихотворение К. Симонова, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, призывая вопреки всему — надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут.

Стихотворению «В прифронтовом лесу» М. Исаковского было суждено редкое долголетие. Шел второй год войны, десятки тысяч людей ежедневно шли сознательно и осмысленно на смерть, а поэт, работая над стихотворением, представлял себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Поэт послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, который избрал для песни форму вальса.

Многие стихи того периода становились песнями: «Синий платочек», «Темная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь…», «Огонёк», «Вечер на рейде», «Давай закурим», «Дорога на Берлин». Эти и другие песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни. У многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Говорят, «У войны не женское лицо», но женщины не могли остаться в стороне от страшной беды и уходили на фронт, помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку, а еще писали стихи.

Юлия Друнина, 17-летняя выпускница одной из московских школ, в 1941 году прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт. Ушла в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск - в пехоту. Ей предстояло пройти огненные версты батальонным санинструктором.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки – она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды об ее храбрости и бесстрашии. В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Юлия Друнина в память о подруге напишет своё знаменитое стихотворение “Зинка”.

Знаете ли вы, что фраза, которую многие считают крылатой, - «Никто не забыт и ничто не забыто» была написана Ольгой Берггольц, ленинградской поэтессой, которая стала голосом блокадного Ленинграда, голосом, который ждали умирающие от голода и холода люди, голосом, который давал им надежду… Во время блокады она работала на ленинградском радио. А строка эта, возможно, самая знаменитая в творчестве Ольги Берггольц, высечена на стеле Пискаревского кладбища и не может оставить равнодушным никого из тех, кто пришел поклониться защитникам и жителям Ленинграда:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка, Ольга Берггольц и многие другие.

Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него — ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность — зависит судьба народа и страны.


Спрашивайте стихи военных лет в наших библиотеках.

 
 
 
Избранные посты
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page