Две даты марта
- urbkbr
- 29 мар. 2018 г.
- 6 мин. чтения
Две даты марта в современной КБР спаянны с историей балкарского народа – День памяти жертв депортации и День возрождения – чёрный и алый. День неугасаемой боли и скорби и день ликования, надежды и радости.
День 8 марта балкарский народ считает днем своего национального траура. Более полувека назад в этот день, согласно постановлению Государственного комитета обороны, все балкарцы были насильственно выселены со своих исконных земель в отдаленные районы страны – Казахстан и Киргизию. Несколько раньше такая же участь с таким же огульным обвинением в пособничестве оккупантам, постигла другие народы Северного Кавказа – карачаевцев, калмыков, чеченцев и ингушей. Решения о ликвидации автономий этих и других репрессированных народов были продолжением господствующего в тоталитарном государстве беззакония, явились крупнейшим политическим преступлением ХХ века. Лишенные государственности, эти народы на десятилетия были превращены в спецпереселенцев, ограниченных в гражданских правах и свободе передвижения, получили запрет на национальное самоопределение, на обучение на родном языке, на проведение любых культурных мероприятий, на самую возможность этнического саморазвития.
На рассвете 8 марта во всех пяти ущельях Балкарии загрохотали приклады, прозвучали резкие окрики и грозные приказы. Солдаты с автоматами врывались в дома, не давая времени собраться в дорогу, подгоняли людей без вещей, без продовольствия. Уезжать никто не хотел, но сопротивляться было не только бесполезно, но и смертельно опасно. Поднятым с постели старикам, женщинам и детям было приказано собраться в считанные минуты. Их погрузили в заранее подготовленные студебеккеры, и доставили к железнодорожной станции Нальчик. Операция по выселению балкарцев длилась всего 2 часа. Она проводилась под руководством заместителей Наркома внутренних дел Союза ССР генерал-полковника И.А. Серова и генерал-полковника Б.З. Кобулова. Транспортации подверглись все без исключения: активные участники Гражданской войны, увешанные медалями и орденами инвалиды Отечественной, родители, жены и дети фронтовиков, депутаты Советов всех уровней, руководители партийных и советских органов. Вина депортируемого определялась исключительно его балкарским происхождением. Вина за национальность механически переносилась и на рожденных уже в депортации детей.
Всего к местам поселения в Казахстан и Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины (в основном старики и инвалиды). Таким образом, жертвами депортации оказались дети, женщины и старики. За 18 дней дороги в необорудованных вагонах умерло 562 человека. Их хоронили у железнодорожного полотна во время кратких остановок. Когда составы следовали без остановок, тела умерших в пути охрана бросала под откос.
За 9 месяцев 1944 года родилось всего 56 детей, а умерло – 1592 человека. Начиная от 1 апреля 1944 года до сентября 1946 года, а в Казахстане и Киргизии умерло 4849 балкарцев, а это каждый восьмой переселенец. Народ практически вымирал в изгнании.
С лета 1945 г. демобилизованные фронтовики-балкарцы стали возвращаться из армии. Им предписывалось выехать в места ссылки их родных. Прибыв туда, фронтовики ставились на учет как спецпереселенцы.
В течение 13 лет (1944-1957) балкарцы жили на казарменном положении. В местах ссылки жизнь протекала в условиях особого, специального режима, определённого жёсткими правилами и инструкциями ведомства Берии. Согласно им, все спецпереселенцы начиная с грудных младенцев ставились на спецучёт. Ежемесячно спецпереселенцы обязаны были отмечаться по месту жительства в спецкомендатурах и не имели права без ведома и санкции коменданта отлучаться за пределы района расселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность без суда и следствия. Главы семей обязаны были в 3-х дневный срок сообщать в спецкомендатуру об изменениях, происшедших в составе семьи (рождение ребёнка, смерть члена семьи, побег). Спецпереселенцы обязаны были беспрекословно подчиняться всем распоряжениям спецкомендатуры. За любое нарушение, неподчинение коменданту они подвергались административному взысканию, уголовному обвинению и аресту.
Для всех спецпереселенцев устанавливались ограничения: в партию, комсомол, вузы не принимать, на руководящие посты не выдвигать, никакими наградами и грамотами не награждать, общественную работу не поручать, армию не призывать, использовать только как чернорабочих, их инициативу и всяческие начинания не поощрять.
Первые годы пребывания балкарцев в Средней Азии и Казахстане осложнялись и негативным отношением к ним со стороны местного населения, которое заранее подверглось идеологической обработке, балкарцы - дикий, недоброжелательный горский народ, враги советской власти и изменники Родины.
Постепенно трудолюбие балкарцев, их мужество, стойкость и доброжелательность расположили к себе коренное население и местное руководство. Народ в сложнейших условиях сумел выстоять и выжить не теряя надежду на восстановление исторической справедливости. Их поэтому учили старики, горская мудрость и сдержанность.
Вслушайтесь и правильно поймите
Вы слова печальные мои:
Ненависти в сердце их берите,
Гиблой избегайте колеи.
Честный труд - спаситель наш сегодня,
Он оденет и прокормит нас,
Силы даст держаться благородней
И достойней встретить горький час.
Свой народ прошу - с бедою споря.
Жил работой, почитая труд
Совести не забывать и в горе,
И наветы, верю, отпадут.
Эти строки принадлежат перу великого балкарского поэта основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева, которому не удалось вновь увидеть свои горы.

Многие балкарцы, оставаясь спецпереселенцами, получили высокие государственные награды. Уже в 1944-1946 годах они поощрялись как передовики производства денежными премиями, промышленными товарами, скотом и т.д. С 1947 года расширилась практика поощрения лучших работников из числа переселенцев. В 1948-1957 годах несколько тружеников балкарцев (Созаев Ч., Динаева З., Уянаева Ш., Геккиева 3.), были удостоены высоких правительственных наград, а Келеметов Ш. стал Героем Социалистического Труда. Сотни балкарцев были удостоены орденов СССР, 6 тысяч человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
Таким образом, труд спецпоселенцев стал оцениваться наравне с трудом других граждан, они стали привлекаться к общественной работе.
Улучшилось и укрепилось положение интеллигенции. Кандидат филологических наук Аппаев А.М., в 1945-1958 годах преподавал в Казахском Госуниверситете, Алма-Атинском институте иностранных языков, работал в Академии наук Казахской ССР. Черкесова М. работала директором интерната в Джалал-Абадской области, впоследствии в течение 17 лет она была заместителем министра просвещения Киргизской ССР. Кулиев К.Ш. был специальным корреспондентом газеты «Советская Киргизия», переводил на русский язык произведения киргизских поэтов и писателей. Народный артист республики Омар Отаров являлся солистом Киргизской филармонии. Артист Исмаил Рахаев был ведущим актёром Русского драмтеатра им. Н.К.Крупской во Фрунзе. Юрист Тимур Шаханов работал в адвокатской коллегии Талды-Курганской области Казахстана.
Залиханов Ж. Ж. в рассматриваемые годы занимал высокие партийные, государственные должности в Киргизской ССР (инструктор обкома партии, зам. директора Киргосиздата, директор типографии при Совете Министров Киргизской ССР, начальник Управления Союзпечати Киргизской ССР). Хутуев Х.И. работал зам. директора газетно-журнального издательства «Красный Киргизстан», директором типографии Министерства сельского хозяйства республики. Многие представители балкарского народа были выдвинуты на руководящие должности среднего звена в областном масштабе.
После XX съезда КПСС трём передовикам производства - Тетуеву Ш. Ю., Узденовой М. З., Жангуразову И. Д. по представлению правительств Казахстана, Киргизии и Узбекистана присвоено звание Героя Социалистического Труда.
28 марта 1957 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР, и балкарский народ после 13-летней ссылки получил право возвращения на родную землю. С этого момента начинается новая эпоха. Эпоха возвращения к родной земле, дому, восстановления привычного жизненного уклада.
Сохранив интеллектуальный и духовный потенциал, созидательный настрой, балкарцы активно включились в строительство новой жизни. За сравнительно короткий исторический период при активной поддержке всего населения республики балкарский народ добился значительных успехов в экономическом, политическом, культурном и социальном развитии.
7 марта 1994 года, в канун 50-летия выселения балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан, Президент РФ Б. Ельцин официально от лица государства извинился перед балкарским народом за репрессии и геноцид в период с 1944 по 1957 год, а 25 марта Президент КБР Валерий Коков издал указ о праздновании 28 марта Дня возрождения балкарского народа. С этого года он стал официальным праздником КБР.
Более 60 лет минуло с того дня, как восторжествовала справедливость и восстановлено доброе имя целого поколения невинных людей. Пройдя через все тяжкие испытания балкарский народ не ожесточился, и сумел доказать свою жизненную силу, мужество, трудолюбие, душевную щедрость и дружелюбие. Из среды вернувшихся балкарцев и их детей, детей войны и депортации выросли и заслужили всеобщее признание тысячи людей, своим трудом подтвердившие и укрепившие славу и достоинство народа, Республики, России. Среди них политики и общественные деятели, военные и ученые, новаторы и рационализаторы, литераторы и музыканты, художники и актеры, спортсмены и просто честные труженики.
Народный поэт Кабардино – Балкарии Кайсын Кулиев в стихотворении «Тост» писал:
Друзья мои!.. Пусть в нашем доме отчем
Очаг не гаснет больше никогда!
Пусть больше никогда — ни днем, ни ночью
Дороги не отыщет к нам беда!
И, если радость к нам свой путь наметит,
Пути ее да не прервет обвал!
Мы будем для друзей добры, как дети,
А для врагов мы будем тверже скал!
И да сольемся все мы воедино,
Как в хлебе — чистая мука с водой!
Пусть будет храбрость качеством мужчины,
А трусость нас обходит стороной!
Пусть колосится полновесно, шумно
Пшеница наша — лучший дар земли!
Пусть будут наши старцы столь разумны,
Чтоб их слова в пословицы вошли!
Пусть больших трудностей не знают люди,
Чем трудность встреч друзей издалека!.
И пусть свобода наша вечной будет,
Как наши горы, что стоят века!

Пусть очередной праздник Возрождения принесет в каждый балкарский дом благополучие, мир и счастье!
С праздником!